Псих_Развитие тонкой моторики пальцев руки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

Развитие тонкой моторики пальцев руки

 

 

Развитие тонкой моторики руки

 

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что развитие тонкой моторики ребенка связано с общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

·         упражнения с мелкими предметами;

·         графические задания;

·         пальчиковые игры.

Для подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.    

 

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на  подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно  выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий. 

   

 

 

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.  

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

·         дорисуй клетку тигренку;

·         дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;

·         дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

  

 

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.  

 

Упражнения с мелкими предметами

Игры с песком и сыпучими веществами 

Детям можно предлагать такие задания:

·         пересыпать песок из одной емкости в другую;

·         отсыпать песок мерной ложкой;

·         просевать песок через сито;

·         рисование пальцами по песку;

·         лепка из мокрого песка;

·         поиск в песке  зарытых мелких предметов.

Игры с крупами и семенами

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

Игры с веревочками

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.   

Игры с бумагой

Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

·         сминание и разглаживание листа  бумаги;

·         складывание оригами.

Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития  мелкой моторики. Эти кусочки можно  использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Игры со спичками

Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

·         перекладывание со стопки в стопку;

·         выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована  на картинке;

·         складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

Упражнения с мячом

Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:

·         поступательные движения ладонями вперед – назад;

·         круговые движения ладонями;

·         сжимание – разжимание мяча в ладони;

·         перекладывание из одной руки в другую;

·         зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);

·         катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;

·         прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;

·         продвижение мячика по нарисованной на  столе спирали.

Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.

 

Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.

 

 

Способы развития тонкой моторики

 

Пальчиковая гимнастика

 

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять каждой рукой поочередно.

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.

4.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем – двумя руками одновременно.

5. Сгибание  и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку : «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

6. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

7. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

8. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую сторону. А затем пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.

 

Дата последнего обновления страницы 27.03.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»